Страничка логопеда и психолога

КАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПОМОГАЮТ УСВОЕНИЮ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ?

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения письма (дисграфия и дизорфография) и чтения (дислексия).
Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии.|Не секрет, что нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка. Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии. Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный процесс чтения в интересную игру.

Игры с буквами

Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить зрительный образ букв. Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.
Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв.
Можно использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.
Хорошо зарекомендовал себя следующий приём. Возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».
На этапе изучения букв полезно давать задание «Группировка стилизованных букв». Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.
Полезны задания, усложняющие узнавания букв, это – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв».
«Стилизованные буквы»

«Наложенные буквы»

«Каких букв больше?»

«Узнай буквы по зеркальному изображению»

Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв – предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ – Ц и т. д.)
На развитие памяти и внимания – «Какой буквы не стало» - перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3–4, педагог предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает одну букву. Варианты – поменять буквы местами – ребёнок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, обучаемый называет её. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. Здесь ещё тренируется и фонематический анализ (буквы в слове стоят в определённой последовательности).
«Волшебный мешочек» - ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы.
Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

Работа со слогами.

1. «Слоговые дорожки» — могут быть разнообразно и оригинально оформлены, в игровой форме («Горы», «Парашютист», «Жук», «Шар сдувается», «Костёр», «Звезда» и др.)
2. Слоги с «окошками», с движущимися полосками и т.д.
3. «Узнай буквы и составь слог».
4. «Цветы» (чтение слогов на лепестках).
5. «Слова рассыпались на слоги».
6. «Соедини слоги в слова».
7. «Забей мяч в ворота».
8. Для развития боковых полей зрения игры –
«Пирамида» — глядя на цифру посредине, прочитать слово из «удаляющихся» от центра слогов, «Точка в центре» — не отрывая глаз от точки, найти определённую букву по инструкции педагога.
На начальном этапе овладения чтением, некоторые дети затрудняются не только в слогослиянии, но и в делении слов на слоги. Это создаёт определённые трудности в чтении. Для преодоления этого препятствия можно использовать:
9. Цветовую маркировку слогов.
Например: Наступила зима. Валя и Саша лепят снеговика. (На карточке выделенные слоги обозначаются другим цветом, например синим).
10. Упражнения по делению слов текста на слоги.
Ребёнку предлагается вертикальными линиями разделить все слова на слоги.
11. Чтение слоговых таблиц (по Калининой, Гегелия)
Требования: шрифт крупный и чёткий, на первых порах гласные можно выделять красным цветом. В таблицах есть значки-подсказки – дуга – согласная с последующей гласной. Точка – это или гласная без предшествующей согласной, или согласная, или согласная с мягким знаком. Таблицы идут по принципу «от простых к сложным», их можно даже назвать «языколомательными», но если ребёнок освоит их, то в дальнейшем сможет читать самые длинные и сложные слова. Рекомендации: не следует переходить к следующей таблице, если не отработано чтение предыдущей. При чтении таблиц нужно чётко объяснить ребёнку, что дуга – это слитное чтение двух букв (проводить по дуге указкой), а точка – добавление отдельной буквы и остановка движения. Читать можно по строчкам и по столбикам.
12. «Какой слог лишний»
Перед ребёнком карточки со слогами, например: КА, ТА, НУ, ПА. Ребёнок объясняет, что лишний слог НУ, т. к все остальные с гласной А.
13. «Какого слога не стало» (проводится по аналогии с буквами).
14. «Подскажи конец слова»
Перед учащимся на столе 3–4 карточки со слогами. Например: ТА, НА, РА, СА. Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребёнок должен найти и прочитать конец слога (воро-ТА, боро-НА, кварти-РА, поло-СА). (Словный материал в брошюре Калининой, с. 10)
15. Ребёнку последовательно демонстрируются поодиночке карточки со слогамии.
Из которых он мысленно долженсоставить слово. При этом каждая следующая карточка закрывает предыдущую. Начинать следует с двусложных слов, постепенно их удлиняя. Аналогичная игра«Цепочка слов», когда последний слог предыдущего слова является первым слогом последующего.
16. Чтение слов с одинаковой слоговой структурой (книги с картинками).
17. Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:
РО — (СА, ЖА, МА, ТА, ЛИ, ЗА, ГА)
ВОЗ – (ДУХ, РАСТ, ЧИК)
КА — (БАН, ЛАЧ, МЕНЬ, МИН, РАСЬ)
(БАЛ, БУЛ, БАН, БЕЛ, ПИЛ) – КА
18. Игра «Помоги Незнайке»: «Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему составить слово!»: КА-МУ (мука), ЛО-МО-КО (молоко) и т.д.

Работа на уровне слов, предложений.

Автоматизация слогослияния, совершенствование техники чтения.

1. Чтение слов, отличающихся одной–двумя буквами.
Столбики таких слов легко прочитываются детьми, и так каждый раз слово изменяется только при помощи одной буквы. После чтения столбика нужно спросить у ребёнка, какое из прочитанных сочетаний не является словом, не имеет смысла, чем слова отличаются друг от друга. Можно выложить несколько слов из букв разрезной азбуки.
Эффект обучения будет лучше, если обучающий нарисует (напечатает) каждый столбик печатными буквами на отдельном листе бумаги крупным шрифтом. (см.Приложение 1)
2. Чтение столбиков слов с одинаковыми гласными.
Перед чтением каждого столбика дать ребёнку следующее задание:
а) запомнить как можно больше слов;
б) запомнить гласные в словах.
После чтения можно выложить эти слова из букв разрезной азбуки (по памяти). (см. Приложение 2)
Нужно помнить, что без умения прогнозировать в процессе чтения нельзя добиться достаточно быстрого темпа чтения. Прежде всего, следует тренировать детей в узнавании звуко-буквенного образа слова, ориентируясь лишь на отдельные его элементы. Следующие виды упражнений преследуют эту цель.
Кроме того подобные упражнения обеспечивают высокую мыслительную активность в процессе обучения чтению, расширяется и уточняется словарный запас, прививаются навыки словообразования и словоизменения, воспитывается орфографическая зоркость, отрабатывается подвижность артикуляционного аппарата.
Слова во всех упражнениях следует произносить согласно написанию (по орфографическим нормам), чётко произнося каждый звук, но не по слогам, а вместе. После прочтения столбика слова сопоставляются, выясняется из звуко-буквенный состав, сходство и различие, значение слов.
3. Чтение столбиков слов с одинаковой концовкой.
4. Чтение форм одного и того же слова.
5. Чтение однокоренных слов.
(см. Приложение 4) Каждое слово из всех групп однокоренных слов пишется на отдельных полосках бумаги. Каждая группа слов – в отдельном конверте, а опорное слово группы написано цветным фломастером. (Пособие «Семьи родственных слов»)
Последовательность выполнения задания следующая. Взрослый выкладывает на столе 2–3 группы однокоренных слов. Ребёнок читает их, затем все слова перемешивают, оставляя лишь опорные. В заключении ребёнок восстанавливает группы слов, находит «родственников».
Можно предложить ребёнку разложить слова каждой группы в столбик в порядке возрастания количества букв в этих словах. Как известно, чтение столбиков слов, подобранных способом наращивания букв в них, является очень хорошим упражнением.
При выполнении подобного упражнения не следует требовать от ребёнка уяснения оттенков значения каждого слова. Главное – обращать внимание детей на звуковую и семантическую общность однокоренных слов, на то, что гласные в корне этих слов пишутся единообразно.
6. Составление слов из их частей.
Увлекательной и интересной может быть работа по составлению слов из его частичек – приставок, суффиксов, корней, окончаний (если ребёнок ещё не знает этих терминов, не следует их употреблять).
Перед началом работы педагог на глазах у ребёнка разрезает определённое количество слов на части, например, полос – оньк – а, дяд – еньк – а, лис – оньк – а, ноч – еньк – а (количество слов зависит от возможностей ребёнка).
Затем различные частички всех слов смешиваются и ученик восстанавливает слова.
Дополнительные задания.
а) Прочитай слова, как можно быстрее
б) Запомни 3 – 4 слова. Составь из букв разрезной азбуки.
в) «Найди заблудившиеся частички». Педагог неправильно составляет слова — ученик исправляет ошибки.
г) Составь предложение с 3 – 4 словами.
Материал может быть следующим.

Слова с суффиксами

- ОНЬК
полосонька, лисонька, волосоньки, берёзонька, головонька, глазоньки, липонька.
- УШК
травушка, деревушка. лебёдушка, болтушка, золушка, солдатушка, голубушка, бородушка, говорушка, журавушка, кормушка, сторонушка, колотушка, речушка.
(слова с суффиксами — еньк, — ищ, — ин, — к, — ек. – ени, — ок, — ик, — ист, — ник, — онок, — ёнок)

Слова с приставками

Перехватить, выхватить, обхватить, отхватить, прихватить, захватить, схватить, ох-ватить, ухватить, подхватить.
Вшить, пошить, перешить, прошить, зашить, ушить, нашить, сшить, вышить …
При-го-рок, пере-нос-иц-а, про-хлад-н-ый, за-мороз-к-и, e-краш-ени-е и т.д.
7. Работа с рифмованными текстами.
Совершенствованию техники чтения способствует работа с рифмованными текстами. (см. Приложение 5)
8. Чтение «зашифрованных» слов с использованием наглядности.
Здесь педагог может проявить фантазию, выдумку, чтобы разнообразить чтение и отыскать в этом процессе как можно больше занимательных моментов.
Задания могут быть самыми разнообразными: «Расставь слоги по порядку», «Прочти слова», «Собери слова», «Собери в корзинку, банку, вазу»;
Учимся видеть слова среди других букв –«Теремок», учимся увидеть на строчке и прочитать слова, обозначающие а) названия цветов; б) названия деревьев – «Венок», «Свари компот» (сложить слова из слогов),«Башмачок» (отыщи среди букв названия обуви), «Фрукты» (отыщи среди букв названия фруктов), «Первоцветы»(отыскиваем названия цветов) – причём все эти задания можно брать и на других уроках, таких как природоведение, ознакомление с окружающим миром и т.д. — вот вам и межурочная связь.
«Отыщи среди букв названия фруктов»

«Сложи слова из слогов»


Чтение слов с усложнением – «Цветок»(чтение через один лепесток), «Солнышко»(чтение через один лучик), «Читаем слова перечёркнутые, недописанные, чуть закрытые», «Слова, в которых буквы разбежались», «Чтение по направлению стрелок», «Прочитай загадку (предложение) по схеме», «Чтение по порядку возрастания цифр», «Чтение со сквозной буквой» и др.
«Чтение с усложнением»


Кроме техники чтения, во время выполнения этих заданий совершенствуется и развивается зрительный анализатор, который влияет на зрительное восприятие и внимание. Выполняя эти упражнения, предотвращаются ошибки на оптическую дисграфию и дислексию, вырабатывается сноровка, сообразительность, техничность при «чтении с усложнением».

Характер ребёнка по дате рождения (размышления психолога)


Как хочется узнать, каким он будет, ваш только что родившийся малыш! Но это вовсе не должно оставаться загадкой для родителей. Согласно разработанной нами системе "номеров судьбы", достаточно сложить все цифры, образующие дату его рождения (день, месяц и год), - и вам все станет ясно.
Пример. Ваш ребенок родился 9 декабря 1989 года. Производим сложение: 9+1+2+1+9+8+9=39. Продолжаем складывать числа, пока не получим результат, выраженный однозначным числом: 3+9=12. 1+2=3. Итак, номер судьбы ребенка - 3. О том, какой характер скрывается за тем или иным итоговым номером, рассказывается ниже.
Один.
Дитя, рожденное под первым номером, начнет проявлять характер с самого момента появления на свет. К пяти годам этот комок энергии, самостоятельный донельзя, задаст вам такого перца, что можете считать, вы постарели на десять лет. Вы и не заметите, как ваш ребенок начнет ходить и говорить, и вам останется лишь с сожалением вспоминать о тех временах, когда он, поев, мирно спал днем. Кажется, что детишки с номером один до того крепкие орешки, что им не очень-то нужны родительские объятия. Но это впечатление обманчиво. На самом деле они крайне нуждаются в постоянных подтверждениях того, что их любят и ценят. Этому ребенку все время нужен простор для деятельности, для движения, в противном случае он ведет себя так, словно поставил себе цель перевернуть квартиру вверх дном. Убедить его в том, что лучше играть в игрушки, чем опорожнять кухонные шкафы, весьма трудно. У вашего ребенка независимый характер, поэтому его легко вывести из себя, если обращаться с ним слишком круто, в чем-то его открыто ограничивать. Детский манеж помогает лишь до поры до времени. Как только малыш научится самостоятельно передвигаться и познает мир за пределами манежа, вы уже не удержите его в замкнутом пространстве, иначе он будет просто орать белугой, а стоит ли мучить его и себя? Так как эти детишки столь живо интересуются всем происходящим вокруг, с самого начала следует стимулировать их успехи в какой-то одной области. Поощряйте в вашем ребенке стремление к лидерству и исключительности. Он нуждается во внимании, и если вы наберетесь терпения и окружите его любовью, вам это воздастся сторицею.
Два.
Малыш со вторым номером судьбы обаятелен с рождения. Вообще он - самый очаровательный в нумерологическом цикле, общительный, легкий на подъем и услужливый. Впрочем, необходимо зорко следить за сим обворожительным созданием и ненавязчиво поощрять в нем стремление к независимости. Такие дети хорошо умеют скрывать свои истинные чувства, боясь обидеть других, а в результате из них вырастают довольно-таки нерешительные люди. Очень много энергии они тратят на то, чтобы понравиться другим, и из-за этого боятся сталкиваться с жизнью. Чувствительный, разборчивый и стеснительный малыш, завидев незнакомца, скорее всего, спрячется за маму. После того как эта изначальная робость проходит, дети из второй группы (особенно мальчики) становятся болтунишками, обожают играть со сверстниками и всегда имеют множество друзей. Тихие, послушные, вежливые, ласковые и отзывчивые, они также любят, когда их обнимают. Хотя, если не хвалить и не поощрять их устремлений, они могут отдалиться от вас, боясь новых обид. Ваш ребенок потребует большого внимания - оно вернется к вам в дальнейшем от любящего взрослого сына или дочери. Ребенок никогда не забудет вашей любви к нему. Воспитывая его, вам нужно принимать его любовь, утверждать в нем уверенность в себе и в мягкой форме убеждать в том, что самостоятельность откроет путь к счастью и свободе.
Три.
Ваш чудесный ребенок - звезда яслей. Когда Бог наделял детей обаянием, ваш малыш стал одним из первых, кто был удостоен сего дара, привлекающего к нему сердца окружающих. Очаровательные дети, рожденные под третьим номером, зачастую стеснительны, однако это не мешает им получать то, в чем они нуждаются больше всего на свете, а именно - внимание. Особенно ваше, родительское. Малыш требует, чтобы его слушали и чтобы на него смотрели. Мальчик станет объектом обожания матери, девочка всегда будет "папиной дочкой". И тот, и другая до конца жизни будут привлекательны для лиц противоположного пола. "Номер три" вырастет замечательным человеком, будучи единственным ребенком в семье. Не имея конкурентов, такие дети, кажется, излучают солнечный свет и редко капризничают. Едва научившись говорить, они болтают без умолку, особенно девочки. Кроме того, рассказывая о чем-либо, проявляют склонность к преувеличению, чтобы привлечь к себе внимание. Непоседливый и неугомонный в школе, ваш ребенок, вероятно, станет любимцем учителей и одновременно будет изводить одноклассников. Ему нравится все, что блестит. Когда блеск тускнеет, пропадает и интерес. Одна из главных задач родителей - научить дитя сосредоточенности и усидчивости. "Третий" - наиболее самолюбивый во всем нумерологическом цикле, а посему вам следует тщательно подбирать слова при всякой попытке упрекнуть или пожурить. Тот из родителей, кто не пожалеет времени и терпения на малыша, может не беспокоиться: через несколько лет рядом будет беззаветно преданная и горячо любящая душа.
Четыре.
Если "четвертый" ребенок кажется вам чересчур медлительным, не волнуйтесь - это самый методичный человек в нумерологическом цикле. Если он в чем-либо убеждается, то навсегда! Особенно важны первые дни жизни, когда вы должны ему понравиться. "Четверочки" обладают особой организованностью, и, если вы хотите избежать конфликта, воздержитесь от перекладывания принадлежащих им предметов с одного места на другое и не мешайте им уединяться. До чего же хорошо иметь покладистого ребенка, который к тому же способен развлечь и самого себя, и братишку или сестренку! Подобная самостоятельность, равно как и щедрая, доверчивая душа вызывают особую привязанность. Вам кажется, что младенец не очень-то в вас нуждается и не требует того внимания, которое получают другие дети. На самом деле все наоборот. Сей чувствительный человечек как никто другой нуждается в любви и внимании, но, будучи совсем неприхотливым, никогда не выказывает этого. Такие дети - самые уравновешенные в нумерологическом цикле. Вместе с тем ваш ребенок хочет, чтобы родители все время подбадривали его и, постоянно находясь где-то рядом, могли протянуть любящую руку, когда он упадет. Обычно "четвертые" выбирают долгий путь к славе и благополучию, но если уж доходят до конца, то делают это с блеском.
Пять.
Если дитя родилось под номером пять, вам больше не нужно ходить в спортзал. У вас теперь есть свой домашний тренажер. Еще до того как мама привыкнет к тому, что она - мама, маленький разбойник начнет ходить, говорить и разносить в клочья все самое ценное, что есть в квартире. Еще в люльке ваш младенец приглядывается к ее устройству и думает, как бы ему сбежать из этой тюрьмы. Только родители "пятых" детей могли изобрести манеж, заглушки для электрических розеток и замки на шкафах. К каким бы мерам предосторожности вы ни прибегали, ни в коем случае нельзя недооценивать физические способности малютки. Не забывайте также и о том, что число 5 обозначает пять органов чувств. Что бы ваш ребенок ни увидел, он обязательно захочет попробовать это на вкус, потрогать, понюхать, послушать и повнимательнее рассмотреть. Матери "пятого" придется постоянно раскошеливаться на покупку всевозможных пластырей. Такой малыш, вероятно, не покажется вам ласковым, зато он чрезвычайно забавный и по-своему любящий и преданный. Поставьте ребенка в центр внимания, и он будет неистово спорить со всяким, кто попытается его оттуда вытеснить. Очень скоро вы будете неустанно повторять следующую фразу: "Когда мой малыш ведет себя хорошо, он просто ангел, а когда плохо, то он просто исчадие ада". "Пятым" быстро все надоедает, и чтобы не заскучать, им требуется множество самых разных игрушек. К последним вполне могут быть отнесены братья и сестры. Позже, когда ваше ураганное чадо создаст прочную семью (со своей полной противоположностью) и назовет внука или внучку вашим именем, можно считать, что труды родителей не пропали даром.
Шесть.
Если у вас единственный ребенок - торопитесь! "Шестые" дети чувствуют себя в своей стихии только рядом с братьями и сестрами. Им постоянно нужно о ком-то заботиться, кем-то командовать, с кем-то играть. Ребенок чувствует себя счастливым в счастливой семье. Ваш малыш то обаятелен и дружелюбен, то капризен и упрям. Бывает, обидит вас и тут же все уладит. Обычно "шестые" достигают успеха в жизни; многие из них достаточно рано начинают осознавать свою ответственность перед другими. Задача родителей - научить ребенка уравновешенности в проявлении эмоций. Эти дети чувствительны и заботливы, малейшая критика в их адрес воспринимается ими как посягательство на их маленький мир. Они очаровывают всех вокруг, умело пользуясь этой способностью по своему усмотрению. Ведь "номер шесть" - прирожденный манипулятор. Поддерживайте в нем уверенность в собственных силах, отвечайте любовью на любовь, которую он вам дарит. Вам хватит ее на всю оставшуюся жизнь. "Шестой" - это всегда дитя сердца.
Cемь.
В тот момент, когда вы впервые увидите своего ребенка, вы поймете, что на свет появился особый, не похожий на других младенец. Как правило, "седьмые" - очень спокойные дети. Если же ребенок оказался чересчур темпераментным, вынуждены вас огорчить: это самое трудное дитя в нумерологическом цикле. Такой малыш твердо знает, что ему нравится и что не нравится. Не хочет съесть морковку - откажитесь от этой затеи! Она не стоит ни ваших, ни детских переживаний. Если родители достаточно отзывчивы, то даже самый трудный из "седьмых" доставит много радости. Еще не научившись говорить, он чувствует, когда вы чем-то расстроены, и пытается вас утешить. Такая чувствительность распространяется на братьев или сестер и друзей. Но невозможно даже представить себе гнев ребенка, если кто-то сломает его обустроенный маленький мир. "Седьмые", как хорошие, так и плохие, не терпят нарушений режима и могут стать замкнутыми и отчужденными, если их вовремя не кормить. Физически ваш ребенок не очень активен, его сила кроется в недюжинных умственных способностях, чрезвычайной проницательности. Уже по "прибытии" из роддома он начнет изучать ваше душевное состояние. С течением лет ваше дитя станет все чаще уединяться. "Номер семь" хорошо умеет скрывать свои эмоции, а потому родителям нужно вселить в него ощущение безопасности. Развивайте в нем склонность к творчеству - у таких детей многогранная натура.
Восемь.
Разумеется, вы не хотите испортить своего ребенка! Но стоит взглянуть на новорожденное "восьмое" дитя - и вы пропали! Это один из самых очаровательных детей в нумерологическом цикле (позднее, когда наступит трудный подростковый возраст, вы задумаетесь и зададитесь вопросом: не подменили ли вам ребенка?). С годами вы поймете, что ваш ангелочек пользуется личным обаянием исключительно по своему усмотрению. Вообще-то характер у "восьмерки" неплохой, но родителям сего своевольного чада следует держать его в узде, не боясь и осадить в нужный момент. Ребенок будет бросать вызов вашей власти в семье, и вы должны с самого начала дать этому маленькому сгустку энергии понять, что командовать парадом будете вы. (Проявляйте при этом осторожность, ибо, несмотря на всю свою энергию, такие дети очень чувствительны). Как только малютка поймет, кто здесь главный, воцарится мир. Поскольку цифра 8 обозначает силу и власть, очень важно как можно раньше научить маленького отличать хорошее от плохого. "Номер восемь" не только очень независим, но и чрезвычайно ревнив. Его нужно убедить в том, что любви на всех хватит. Эта маленькая "шаровая молния" очень требовательна, своенравна и неподатлива. Но если умело проводить время с вашей "восьмерочкой", результат будет потрясающим.

Девять.
Ребенок - ваш лучший учитель. Пока он будет расти, вы многое от него узнаете. Этот чудесный малыш обладает огромной притягательной силой, разносторонним талантом и богатейшим воображением. Неординарный младенец поразит вас своей проницательностью. Со временем новорожденный превратится в капризного ребенка, впрочем, не особенно выбивая вас этим из колеи. Такие дети берут на себя решение семейных проблем. Они редко меняют намерения. Так как среди "девяток" встречаются люди самых разных профессий, посвящайте своего любопытного малыша во все. Пусть растет его интерес к окружающему миру! "Девятые" не всегда выражают потребность в любви, хотя на самом деле жаждут ее. Родители иногда слишком легко забывают, что серьезная душа обитает в теле ребенка, которому хочется и подурачиться, и порезвиться вместе со сверстниками. Прислушайтесь к маленькому и, независимо от его протестов, обнимайте и ласкайте - в будущем вы получите необыкновенно искреннее и заботливое сердце. Куда бы ни заводили таких людей пути-дороги, они всегда будут возвращаться в ваши теплые объятия.


(Александр Ремпель)http://www.alfa-trening.ru/deti.php

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.